belursus (belursus) wrote in politota_net,
belursus
belursus
politota_net

Category:
  • Music:

Всё тот же Дон Жуана взор

В качестве вклада в сообщество публикую запись о фильме "Дон Жуан: месть Лепорелло". :)

Оклёмываясь от болезни, прогуливался по Минску и забрёл в магазинчик с лицензионно-пиратскими DVD, где и прикупил себе на три доллара немного высокой культуры в виде диска «Дон Жуан: месть Лепорелло» («Don Giovanni. Leporello’s Revenge»). Пиратский видеодиск с полурабочим главным меню содержал киноверсию оперы В. А. Моцарта и интервью на телеканале «Культура» Бэлзы с Дмитрием Хворостовским, исполнителем в этой киноопере партий-ролей главных действующих лиц — Дон Жуана и Лепорелло.



В принципе сам видеофильм можно посмотреть непосредственно на неофициальном сайте Хворстовского в YouTube-формате, пока в инторнетах полная SOPA не наступила.

Киноверсия «Дон Жуана» Моцарта создана в 2000-м году на канадской видеостудии режиссёром Барбарой Уиллис Свит. Кроме Хворостовского в фильме участвовали: Командор — Гэри Релей, Мазетто — Алан Куломб, Дон Оттавио — Майкл Колвин, Донна Анна — Доминик Лабелль, Донна Эльвира — Барбара Данн-Проссер, Церлина — Кристина Сабо, Служанка — Флоренс Илли. Музыку играл канадский оперный оркестр под управлением Ричарда Брэдшоу.

И русских субтитров к фильму, кстати, не было. Но автор топика их сделал, и их можно найти на сайте sub-opera.narod.ru.

Из того, что Хворостовский совмещает в фильме сразу две партии — Дон Жуана и его слуги Лепорелло, уже сразу можно догадаться, что перед нами некий модернистский проект. «Дон Жуан: месть Лепорелло» снят в хитром жанре «фильм в фильме». И главным героем картины является Лепорелло, который демонстрируемый почтенной публике фильм — что-то вроде кинохроники — про своего господина Дон Жуана. Причём публика также является и актёрами в ей же показываемом кинофильме.


Из оригинальной оперы в киноверсию не вошли — скорее всего, по бюджетным соображениям — некоторые сцены с Донной Анной и деревенского праздника. В результате действие оперы ужат до 55 минут.

Однако, несмотря на то, что сейчас считается хорошим тоном ругать модернизм, сразу же скажу, что не так страшны модернисты, как их антиподы — постмодернисты. Потому что модернистский подход режиссёра хоть и изменил форму повествования о Дон Жуане, но не изменил души дон Жуана. А вот какой-нибудь современный режиссёр-постмодернист сделал бы Дон Жуана гомосексуалистом, Лепорелло — трансвеститом, Донну Анну — лесбиянкой, а Командора — агентом кровавой гэбни.

К счастью, фильм модернистский, а не постмодернистский. И перед нами всё тот же моцартовский Дон Жуан: без великих мыслей в голове, зато с живым огнём в глазах, за что мы моцартовского Дон Жуана и любим. Любим за то, что Моцарт создал из Дон Жуана не бронзовую статую с поучительной философской надписью на постаменте, не символ чего-то плохого или хорошего, а создал живую плоть, которая не хочет бронзоветь и превращаться в, например, одну из античных опер Кристофа Глюка. И в этом отношении Дон Жуан Моцарта ближе к библейским персонажам, чем к античным героям.


А что касается символов, то в самом начале фильма Лепорелло появляется с полагающимся фолиантом всех достижений Дон Жуана на любовном фронте. Этот фолиант может считаться хорошим символом женской чести и верности. Ведь, по правде говоря, все дамы из этого донжуанского списка тоже были бы должны в конце оперы последовать вслед за Дон Жуаном — он же не насильник, а соблазнитель. Однако Дон Жуан своих женщин ни одну никогда не укоряет и уходит в ад без них.



К тому же весь этот список перечёркивает Донна Анна. Есть такие женщины в испанских селеньях, которые между страстью и гордостью выберут последнее.


Правда, в нашем фильме за компанию в ад с Дон Жуаном отправляется и Лепорелло. Таковы издержки жанра с претензией на интеллектуальность, выбранного режиссёром фильма, что всё ж предполагают для интеллектуалов некоторые психоаналитические раздумья на тему альтер-его, супер-эго и коллективного бессознательного.

Но тут уж каждый в глазах Дон Жуана увидит то, что хочет увидеть.



Таким образом, не смотря на модернистские моменты, фильм не "убил" Дон Жуана. И поэтому вполне рекомендуется к просмотру пылким юношам, обдумывющим житьё.
Tags: Моцарт, Хворостовский, кинопостановки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments