?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Ефим Ефимович Волков. 4.04.1844–17.02.1920
неизвестная
pochta_polevaya wrote in politota_net
Оригинал взят у pochta_polevaya в Ефим Ефимович Волков. 4.04.1844–17.02.1920
Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Художник писал, в основном, пейзажи средней полосы России, скромных уголков природы Русского Севера, запечатлев их поэзию и очарование. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах…
70129_big_1365060383   Ефим Ефимович Волков родился в Петербурге в семье фельдшера. Воспитывался в частном пансионе и в петербургской Введенческой гимназии. Недолго проработал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции и Департаменте государственных имуществ и вынужденно вышел в отставку губернским секретарем. В 1866 году 22-летний Ефим Волков поступает в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где за один год проходит четыре класса обучения и спустя еще год становится вольнослушателем в Императорской академии художеств. Получив звание «неклассного художника» за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1869) и доучившись только до «натурного» класса, Волков в 1870 году уходит из Академии, чтобы заняться живописью, как он сам говорил – «прямо с природы».  В 1872 году на выставке Общества поощрения художеств Волков представляет картину Болото осенью. Этот, на первый взгляд, крайне унылый пейзаж производит на всех столь огромное впечатление, что картину тут же отправляют в Лондон, где она получает именную бронзовую медаль на Всемирной Лондонской выставке. В 1873 году пейзаж «Болото осенью» получает вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств. Первая премия была присуждена Алексею Саврасову, который стал всеобщей знаменитостью после Первой выставки Товарищества передвижников, где выставил картину Грачи прилетели. Картин на тему болота Волков написал множество,  среди них: Вечер (1877), «Топкое болото» (1878), «Осень» (1890), «Заход солнца», «Туманное утро» (1881), «Пейзаж с болотом» (1898), «Болото» (1902) и др.
В 1875-м Ефиму Волкову вновь присуждена вторая премия выставки Общества поощрения художеств за жанровую картину «На базаре» (1874), а в 1877-м за картину В лесу по весне (1876) художник получает уже первую премию. Корявые, чахлые деревья; засохшие ветки на земле; болотистые кочки, покрытые прошлогодней порыжевшей травой, две оживляющие пейзаж птицы – просто, неброско, а сколько надежды! 21 марта 1879 года на общем собрании художников-передвижников Ефим Волков был избран членом Товарищества.
Замечательное полотно Октябрь, написанное на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, в 1883 году экспонировалась на XI Передвижной выставке. «Это одна из лучших, если не самая лучшая, вещь Волкова, так хороши и рельефны тощие деревца, оголенные осенью, так хороши тут перспективы сквозь реденький лесок, столько тут везде воздуха и осеннего спадающего света…» – писал В. Стасов.
В Государственной Третьяковской галерее находятся четыре картины Е.Е. Волкова: «Болото осенью» (1871), Зимний пейзаж (1876); «Октябрь» (1883) и «Ранний снег» (1883). Художнику «попасть в галерею» Павла Михайловича Третьякова было не просто почетно, это означало получить всенародное признание. У Волкова – подлинного пейзажиста-передвижника – во множестве картин даже всякий намек на красивость, а нередко и на подлинную красоту природы «тщательнейшим образом завуалирован». Наверное, поэтому наиболее частым (и почти всегда удачным) мотивом творчества художника является, на первый взгляд, унылый пейзаж кочковатых российских болот, где и малейший проблеск внешней красоты природы «предельным образом сокрыт». Волковский «Вечер» (1877) или его «Пейзаж с болотом» (1898) по силе своего эмоционального воздействия, по глубине передачи чувства безысходности вполне могут сравниться с лучшими картинами Васильева – трагической Оттепелью (1871) и эпическим Мокрым лугом (1872). И в своих лучших «скорбящих» пейзажах талант Волкова уже вплотную приближается к живописному гению Федора Васильева. Другой излюбленный образ в пейзаже Ефима Волкова – леса. Но, в отличие от Ивана Шишкина, художника больше привлекают опушки леса, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места. Художника привлекает спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Таков, например, пейзаж «Лунная ночь в лесу», в котором художник мастерской кистью запечатлел теплую летнюю ночь, полную чарующей неги, таковы полные поэзии  «Лесное озеро», Осенний пейзаж, «Сумерки». Его пейзажи «В конце зимы», «Теплый вечер», «Речка», «Пейзаж с прудом», «Болото» и другие – это портреты скромной русской природы в разное время года или суток. Главное в его пейзаже –  «душа» природы («Летний день после дождя», «Лунная ночь в лесу», Весной, «Пейзаж с рыбаком» («На заре»), Пейзаж с рекой).
    Несмотря на финансовые трудности первых лет семейной жизни, Волков был вполне счастлив – у него любимая жена, прелестная дочурка, его творчество приобретает известность. Но в 1884 году случилось несчастье – умерла его малолетняя, горячо любимая дочь. Художник был так потрясен горем, что сам едва выжил. Перенесенное несчастье оставило отпечаток на творчестве Волкова: в его печальных картинах появляются изображения старцев и монахов, удалившихся от мира и укрывшихся в приюте за монастырскими стенами (Скит, У монастыря).
С Исааком Левитаном Волков если не дружил, то часто общался, причем безо всякого напряжения, несмотря на то, что каждый из художников имел собственный взгляд на художественные способы отражения природы в пейзажной живописи. На XXVII Передвижной выставке 1897 года Левитан выставлял свои картины вместе с Волковым и другими пейзажистами. По поводу волковских пейзажей Левитан заметил: «Кричит краска, кричит: тон может звучать, но не краска, в природе нет краски, а есть тон». Наверняка, Левитан был в чем-то прав. Волков – превосходный рисовальщик, и, возможно, поэтому в некоторых его пейзажах рисунок словно преобладает над живописностью. Иногда кажется, что в его пейзажах не хватает глубины цвета, недостает богатой внутренней градации. Кому-то жизнерадостные летние пейзажи Ефима Волкова могут показаться слишком пестрыми, даже аляповатыми.  Но это не относится к теме болот и иным «скорбящим пейзажам» художника, в которых Волков необыкновенно поэтично передает воздушные дали, подернутые легкой дымкой, тихую жизнь прудов, «трепетную смену тонов» в вечернем небе.
В русской пейзажной живописи Ефим Волков, вслед за Иваном Шишкиным, был великолепным певцом русского лета. Художники-пейзажисты знают, что лето писать труднее, чем другие времена года, так как зелень деревьев и трав «забивает элементы пейзажа» и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета. Не случайно именно лето представлено в живописи меньше, чем изображение весны, осени или зимы. Ефим Волков с большим мастерством писал и траву, и листву деревьев, и полевые цветы. Примером тому его картины: Пейзаж с прудом (1887), «Цветочное поле»,  «Речка» и другие.
В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге («На Волге» (1902)), а из поездки на Ближний Восток живописец привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году. Активный член ежегодных экспозиций, Волков был избран в действительные члены Академии художеств (1895), «за известность на художественном поприще» ему было присуждено звание академика (1899). Как и все воспитанники Академии художеств, Ефим Ефимович был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы: офорты – «Дорога в деревне» (1871) и «Вид окрестностей Петербурга»; рисунки (карандаш) – «Моя дача на Сиверской» (1881), «Набережная на Васильевском острове » (1889),«Пейзаж»  (1900),«Деревенский пейзаж», «На Валааме» и «Охотник с собакой»; иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова (1891).
После событий 9 января 1905 года – Кровавого воскресенья – передвижниками была составлена «Резолюция художников». Требования этого письма-воззвания по тому времени были настолько смелыми, что газету «Право», где оно было напечатано, вскоре закрыли. Сразу же пронесся слух, что «подписантам» (а их было 113) в недалеком будущем предложат «любоваться природой» в самых отдаленных губерниях России. К счастью, для художников все закончилось благополучно. Во многом разочарованному как политическими событиями, так и потерей интереса публики к творчеству художников из Товарищества, исхудавшему от невзгод Волкову ничего не оставалось, как до самой смерти (последовавшей в 1920 году в голодном и холодном Петрограде) писать неказистую, болотистую природу окрестностей родного Петербурга, находя в ней поэзию, прелестную тишину и покой. Впрочем, ничего иного лично для себя художник никогда и не желал.

Колонка хранителя музея на сайте "Воскресный день"
p.s. Дивный художник! все в одну заметку не уложить, но мне еще глянулся "Летний лень", "Река на украине", "Ручей в лесу" и "Лунная ночь".

Саврасов, Левитан, Васильев, Федотов, а позднее - Волков, Жуковский, Горюшкин, Архипов, Коровин... Скольким замечательным людям Бог даровал талант петь эту землю. Разве  нравственное и эстетическое - не соприродны? Всегда думаю об этом, заходя в изуродованный лифт собственного дома...